Кто вы по восточному календарю? |
Духи деревьев и лесаБиблия содержит предание о том, что человек стал таким, какой он есть сейчас, попробовав плод с Древа познания. Якобы после этого Адам и Ева стали зависимыми от своих недостатков и желаний, перестав быть идеальными. Не важно, существовало ли в действительности это древо, в любом случае, к деревьям всегда относились с большим почетом и уважением. Еще со времен древних греков выделялось четыре «корня»: огонь, вода, земля и воздух. Дерево же связывало эти стихии воедино. Корни дерева уходят в землю, крона в воздух, питается оно водой и солнцем, которое ассоциировалось с огнем. А в Китае дерево и вовсе выделяли в качестве пятого элемента стихий. Со временем, в разных культурах духи деревьев стали отождествлять с центром, на котором основана вся вселенная. Такое дерево было названо Мировое древо, и встречалось не только в устных сказаниях, но и изображалось чем-то вроде современной иконы. Это древо встречается в греческой, иранской, китайской, японской, скандинавской и славянской мифологии. Каждая из частей Мирового древа символизирует отдельные типы существ. С кроной связаны птицы, ствол представлялся копытными и человеком, корень древа населяли змеи и рыбы. Иногда к стволу дерева присоединяли еще и антропоморфных мифических существ. Мифические жители деревьевНеразрывно с Мировым древом, в культурах разных народов существовали различные мифические существа духи, обладающие индивидуальностью, а иногда являющиеся и «чужеродным» элементом дерева, требующим изгнания. Наиболее известными жителями деревьев считаются древнегреческие древесные нимфы – дриады и гамадриады. Все они являлись смертными, но дриады могли часть своей жизни прожить обычными людьми, а гамадриады рождались вместе с деревом и с того момента были неразрывно связаны с ним. Считалось, что гамадриада по пояс являлась женщиной, а ее нижние конечности были стволом дерева. Поскольку гамадриада умирала вместе с деревом, греки верили, что, когда срубают дерево, оно кричит от боли. Есть и другие мифические лесные духи. Так, каждый мордовский лес охраняется божеством Вирь-ават. Лесам Эстонии покровительствуют Метсаваймы, которые могут принимать образ лесных зверей и способствуют росту деревьев. В скандинавских странах леса охранял дух Пулч. В Индии за срубленное дерево отомстят духи Ванадевамас. Украинцы опасались мести лесовика. А японцы и вовсе одушевляли деревья, в которых жили духи – гроза всех лесорубов. В других культурах деревья принимали за дома демонов. Считалось, что из срубленного дерева вырывался разгневанный демон, потерявший свое жилье, который начинал вредить людям. По этой причине молодые деревья тщательно оберегались. Североамериканские индейцы были убеждены, что все несчастья, обрушившиеся на их народ, были вызваны тем, что при рубке дерева был потревожен его демон. В Дании верили, что существует дерево без листьев, являющееся на самом деле злым эльфом. Норвежцы верят в лесных фей, живущих на высоких деревьях. В зависимости от отношения человека к деревьям, феи могли покарать или принести счастье. У русских дерево также ассоциируется со своим жителем леса – лешим или лесовиком. Домом лешего является лесная чащоба. Он является хранителем леса и зверей, живущих в нем. Леший может пугать охотников своим криком, путать лесные тропинки и водить людей кругами. Он умеет принимать обличье деревьев, лесных зверей или дряхлого старика. Лесовик не тронет того, кто с уважением относится к лесу, также его можно было задобрить, поблагодарив вслух и оставив на пеньке лакомство, которое не растет в лесу. Такое количество лесных хранителей у разных народов, можно, пожалуй, объяснить особым, почтенным отношением людей к деревьям. Ведь именно дерево способно накормить человека своими плодами и защитить его от природных невзгод. Комментарии:Оставить комментарий |
|